Махакала – Чатурмукха (Четырехликий)


наименования по алфавиту:

В живописи Чатурмукха Махакала обычно изображается в форме, известной как «Достижение» . В этой форме у него четыре лица, четыре руки и две ноги. Основная грань сине-черная, правая белая, левая красная. Верхняя грань дымчатого цвета. Первая пара рук держит изогнутый нож и черепную чашу. Вторая пара рук держит поднятый меч в правой и копье в левой. Правая нога согнута, а левая прямая, стоит на распростёртой трупоподобной фигуре. Впереди стоят четыре сопровождающие дакини, омерзительные на вид и динамичные позы; Домбини, Чандали, Ракшаси и Сингхали Деви — черного, красного, желтого и зеленого цвета. Это описание основной формы божества, которая чаще всего появляется в искусстве.

 

Чатурмукха также имеет множество различных вариаций по форме и функциям. Цвет тела может меняться в зависимости от деятельности: белый означает долголетие, желтый — богатство, красный — власть. Предметы в руках могут меняться, а цвета четырех дакини и предметов в их руках могут меняться. Существует также форма Чатурмукхи с четырьмя головами демонов. Чаще всего эти вариации формы встречаются только в виде изображений в наборах карт посвящения.

 

Краткая история Чатурмукхи и Брахманарупы Махакалы : Когда великая тибетская переводчица Ньен Лоцава получила посвящение Манджуваджры Гухьясамаджи (также известной как линия Джнянапада) от дакини Рисулы, она также даровала посвящение Махакалы (Чатурмукхи) в особой форме согласно к Гухьясамаджа-тантре. В это время она дала ему в качестве слуги темнокожего брахмана. Когда Ньен Лоцава и брахман достигли Непала, слуга изменил внешний вид и принял облик монаха, что более подходило для путешествия по Тибету. После кончины Ньена Лоцавы монах остался с ламой Нам Каупой, а затем с Саченом Кунга Ньингпо .

 

Брахманарупа Махакала — это не кто иной, как Чатурмукха Махакала из Гухьясамаджа-тантры. В своем гневном облике он черного цвета, с четырьмя лицами и четырьмя руками, окруженный четырьмя дакини. В школе Сакья недопустимо показывать гневную форму тому, кто не получил посвящения. По этой причине возникла иконографическая традиция изображать Чатурмукху в образе брахмана-слуги Ньена Лоцавы. В нижней части многих картин Сакья обычно можно увидеть Панджарнату Махакалу в окружении Брахмана справа и Шри Деви (Палден Лхамо) слева - трех главных защитников школы Сакья.

 

В более поздние времена школа Гелуг Цонкапы переняла практики Гухьясамаджи и Чатурмукха Махакала. Было создано гораздо больше картин и изображений четырехликого божества, а секретности уделялось меньше внимания. Подавляющее большинство тибетских и монгольских картин Чатурмукхи выполнены в стиле гелуг.

Всего результатов: 0

Показывать на странице
Вы выбрали:
Подходящих результатов не найдено.