Лобсанг Дондруб (тибетский учитель)
Венсапа Лобзанг Дондруб (dben sa pa blo bzang don grub) родился в Лхаку (lha khud) в Цанге, в местечке под названием Венса (dben sa) в 1505 году. Его отцом был Сонам Дордже (bsod nams rdo rje), а матерью – Пел Дзомкий (dpal 'dzom skyid). Его детское имя было Гомпо Кьяб (мгон по скиабс).
В очень молодом возрасте Венсапа встретил своего первого учителя, Дже Кьябчок Пелзанг (rje skyabs mchog dpal bzang), настоятеля монастыря Венса. Говорят, что он был выдающимся учеником и практиком даже с юных лет, быстро превзойдя знания и понимание всех своих сверстников. Кроме того, говорят, что Венсапа имел великую, спонтанную и естественную веру в Цонкапу Лобзанг Драгпу (tsong kha pa blo bzang grags pa, 1357-1419) и молился о том, чтобы иметь возможность воплотить суть его учения. Стремясь к этой цели, в одиннадцатилетнем возрасте он принял постриг в послушники монастыря Чохор Удинг (chos 'khor dbus sdings). Драгпа Дондруб (grags pa don grub) из Лхарице (lha ri rtse) служил настоятелем, а Цултрим Ринченпа (tshul khrims rin chen pa) был наставником. Ему дали имя Лобзанг Дондруб.
Вскоре после этого Лобзанг Дондруб отправился в монастырь Дрепунг ('bras spungs), где изучал Ламрим (лам рим) и философские тексты, а также получил наставления по практикам высших йога-тантр у ряда лам, особенно у Лхарипы Дракпы Дондруба. Когда ему было семнадцать, он заболел оспой во время эпидемии в Лхасе, он стал учеником сиддха Чокьи Дордже (chos kyi rdo rje, 1457 г.) и получил от него подробные наставления по устной традиции Цонкапы, заняв его место держатель линии устной традиции Ганден . Чокьи Дордже передал устную традицию линии передачи Цонкапы Ганден Махамудры (dga' ldan phyag chen), которую Цонкапа, как говорят, получил от самого Манджушри , вместе с коренным текстом передачи, Трулпай Легбам Ченмо (sprul pa'i glegs Бам Чен Мо). От Чокьи Дже Лодро Гьелцена (chos kyi rje blo gros rgyal mtshan) он получил наставления, передачу и разрешения на Нартанг Гьяцу (snar thang brgya rtsa), наставления по медитации Атиши , Гухьясамаджи и другие тантрические учения.
Чокьи Дордже пригласил его присоединиться к нему в его обители Гармо Чо Дзонг (mgar mo chos rdzong) в Таши Дзонге (bkra shis rdzong), к западу от Жигадзе. Венсапа отправился к Гармо Чо Дзонгу, когда тот выздоровел от оспы, и там Чо Дордже дал ему полную передачу Ламрима и устной традиции Гандена. Оттуда Венсапа затем отправился в пещеру для медитации, известную как Пема Чан (пад+ма кан), место, также называемое Пема О (пад+ма 'од), где он практиковал эти и другие учения, переданные ему Чокьи Дордже. Там он живет как сиддха в индийском стиле, вымазывая свое тело пеплом и целыми днями сидя в семиконечной позе. Ходили предположения, что в это время он также занимался сексуальной йогой со своей супругой. Он также, в возрасте двадцати лет, практиковал Гухьясамаджу в обители Гьелва Гьюнг (rgyal ba rgyung) в Дракгьяво ('brag rgya bo).
Венсапа дал свои первые учения Дхармы в обители Пема О, а с тех пор широко преподавал по всей стране, проживая в различных институтах Гелук в Цанге и У, включая Дрепунг, где в возрасте тридцати трех лет он принял полные обеты посвящения от Гендун Гьяцо (dge 'dun rgya mtsho, 1476-1542), который посмертно будет известен как Второй Далай-лама . В Ташилхунпо (бкра шис лхун по) в Жигадзе он познакомился с Лекпой Дондрубом (ноги па дон груб), с которым сотрудничал в нескольких своих композициях. В монастыре Сера он получил дополнительные учения и посвящения от Гендуна Гьяцо. Вернувшись в Цанг, он получил учения от Панчена Джангчуба Лодро (paN chen byang chub blo gros), Нгари Лочен Намгьяла (mnga' ri lo chen rnam rgyal) и Лекпаи Лодро (legs pa'i blo gros).
Самым важным учеником Венсапы был Сангье Еше, который стал его основным держателем линии передачи.
В 1566 году Венсапа скончался. Говорят, что во время кремации его тела появилось множество чудесных знамений, в том числе радуга и цветы, упавшие с неба. Его останки были захоронены в монастыре Венса. Около 1641 года его признанная реинкарнация, Лобзанг Чокьи Гьелцен (blo bzang chos kyi rgyal mtshan, 1570-1662), получил титул Панчен-ламы от Пятого Далай-ламы Нгаванга Лобзанг Гьяцо (ta la'i bla ma 05 ngag dbang blo bzang). ргья мцо, 1617-1682); Таким образом, Венсапе посмертно был присвоен титул Четвертого Панчен-ламы.