Джигтен Сумгон, Дригунгпа (тибетский учитель)
Джиктен Гонпо Ринчен Пел (1143-1217. 'jig rten mgon po rin chen dpal) родился в 1123 году в прославленном клане Кьюра (скю ра) в городе в Кхаме под названием Цунгу (цу нгу). Его отец был тантрическим специалистом по практикам Ваджрабхайравы и даже возглавлял группу из пятисот практиков. Его мать питала некоторые симпатии к Бону, поэтому после его рождения она вызвала Бонпо на церемонию наречения имени. Таким образом, его первое имя было бонским именем Велбар Тар (dbal 'bar thar). Позже это было изменено на Цунпа Кьяб (btsun pa skyabs), а позже на Дордже Пел (rdo rje dpal).
Уже в раннем детстве Цунпа Кьяб продемонстрировал способности к запоминанию, чтению и медитации. Говорят, что к восьми годам у него появились ясные видения божеств, а в следующем году он начал обучать других медитации. Биографии описывают его как человека, который просто не мог видеть, как другие существа терпят беду. Однажды он нашел собаку, которая чуть не умерла от голода. Поскольку другой еды не было, Цунпа Кьяб вырвал содержимое своего желудка, чтобы накормить его. Известно, что он даже предлагал массаж прокаженным. Когда начался массовый голод, его отец был вынужден продать свои тексты Ваджрабхайравы в обмен на ячмень, чтобы прокормить свою семью. Спустя годы Джиктен Гонпо расскажет эту историю с комментарием: «Никогда не женитесь. Если вы это сделаете, у вас будут дети, а если вы не сможете их прокормить, вы в конечном итоге продадите все свои убежища, как это сделал мой отец, поскольку еда необходима».
Отец Цунпа Кьяба умер, когда ему было пятнадцать, а мать скончалась год спустя. Он был вынужден содержать себя и своих братьев и сестер за счет пожертвований, которые он получал в обмен на чтение Священных Писаний в домах людей. Когда младшая сестра вышла замуж за человека по имени Акхар (мхар) в качестве своей второй жены, она не смогла выдержать его жестокого обращения и покончила жизнь самоубийством. Акхар, возможно, из-за сожаления, стал важным покровителем Джиктена Гонпо в первые годы его медитационных ретритов. Имя Ахара появляется на оборотной стороне великолепной картины Марпы Чокьи Лодро (mar pa chos kyi blo gros, около 1012–1097), написанной примерно в 13 веке, которой приписывают спонсорство этой работы.
Цунпа Кьяб заработал репутацию целителя и мага, и его искали для благословения. По легенде, однажды вор украл у Акхара быка и лошадь, а затем проследовал в обитель Цунпа Кьяба и потребовал забрать все, что у него было. Вскоре он убедился, что там нечего воровать, и ушел. В ту же ночь, наслаждаясь пивом с друзьями, он упал замертво.
Говорят, что Цунпа Кьяб впервые услышал имя Пакмодрупы Дордже Гьелпо (phag mo gru pa rdo rje rgyal po, 1110–1170) от тибетского пандита, который только что вернулся из У-Цанга. Его биография сообщает, что его сердце было взволновано преданностью, как листья дерева, развевающиеся на ветру. Ему было двадцать пять, когда он отправился в У. По прибытии в Денсатил (gdan sa thil) он не мог встретиться с Пакмодрупой в течение трех дней. Затем он вошел к нему с подарками в виде парчи и лошади. Пакмодрупа отказался принять лошадь, сказав, что это будет предзнаменованием того, что он скоро уйдет в другое место, а возможно, даже умрет. Цунпа Кьяб чувствовал себя так, будто его ругают, и плакал, умоляя принять его в ученики. Пакмодрупа сказал: «Я буду особенно заботиться о тебе и даровать тебе все учения, которые ты пожелаешь, так почему же ты несчастен?»
Говорят, что он получил все учения Пакмодрупы всего за два дня, начиная с зарождения бодхичитты и заканчивая Махамудрой. Он настолько сосредоточился на практиках, что у него почти не было возможности приготовить еду или даже поесть. Иногда он просто пил воду с примешанной к ней золой или нагревал кашу, сжигая вместо дров листья деревьев.
Цунпа Кьяб никогда не принимал сан, обучаясь и практикуя как мирянин. Хотя Пакмодрупа часто убеждал его стать монахом, и он действительно принял обеты бодхисаттвы вместе с именем Ринчен Пел, он оставался мирянином в течение двух с половиной лет (некоторые говорят, что тридцать два месяца), пока он оставался с Пакмодрупой.
Когда Пакмодрупа умер, Ринчен Пел продолжил обучение у мастера учения Ламдре (лам 'брас) по имени Цилунгпа (ци лунгпа, 12 век) и ряда других учителей различных школ. Затем он отправился на пятилетний ретрит в Йечунг (дбай чун), где сосредоточился на стадиях зарождения и завершения тантрической медитации. Позже, во время еще одного двухлетнего ретрита в Ечунге, он заразился ужасной болезнью проказы стопы. Сначала он чувствовал себя низшим из низших, но затем ему пришло в голову, как ему повезло получить высшие учения от Пакмодрупы, включая учения о посмертном состоянии и переносе, так что ему не нужно было бояться смерти. Наконец, он почувствовал сожаление при мысли, что так мало людей обладают этими учениями. Согласно традиции, во время медитации он чувствовал, как болезнь выходит из его стопы, как пыль, уносимая ветром, или как вспаханное поле. В конце концов у него было видение гигантского змеиного духа, идущего в другую долину, и наконец он полностью выздоровел. Основываясь на своем собственном опыте, он разработал практику, которую другие жертвы болезни могли бы использовать, чтобы вылечить себя.
В возрасте тридцати пяти лет Ринчен Пел наконец исполнил желание своего учителя, приняв монашеский постриг. Это был 1177 год. Некоторое время он служил настоятелем Денсатила, где требовал от монахов строжайшего соблюдения правил дисциплины Винаи. Согласно «Голубым анналам», всего через несколько лет его выгнали, и он отправился медитировать в место, которое тогда занимал учитель по имени Лама Меньяк (bla ma me nyag). Вокруг него собралось около сотни студентов, и в 1179 году он основал Дригунг Джангчуб Линг ('bri gung byang chub gling), институт, который впоследствии стал центром традиции Дригунг Кагью. Перед своей смертью Джиктен Гонпо поручил своему двоюродному брату Дордже Сенгге (rdo rje seng ge, род. около 1200 г.) управлять гражданскими делами Дригунга. Дордже Сенгге был присвоен титул Дригунг Гомпо ('bri 'gung sgom po), первый в длинном ряду гражданских администраторов. Вполне возможно, что это назначение было сделано более поздним настоятелем, поскольку Дордже Сенгге было всего семнадцать лет, когда Джиктен Гонпо скончался.
Он продолжал руководить Денсатилом, какое-то время находясь в непростом партнерстве с Таклунгтангпой Таши Пелом (stagung thang pa bkra shis dpal, 1142–1209), своим товарищем-учеником Пакмодрупы. В 1198 году они участвовали в строительстве большого храма в Денсатиле для хранения реликвария Пакмодрупы. Дальнейшие разногласия разгорелись, когда он решил, что книги его учителя не содержатся в хорошем состоянии в Денсатиле, и решил переместить их в Даклха Гампо (dwags lha sgam po), монастырь Гампопы Сонама Ринчена (sgam po pa bsod nam rin chen, 1078-1153). Согласно «Голубым анналам», страдания Таклунтангпы по поводу этого шага стали причиной его ранней смерти. В 1208 году Джиктен Гонпо отправил своего ученика Ченнга Дракпа Джунгне (spyan nga sgrags pa 'byung gnas, 1175-1255) в Денсатил в качестве настоятеля, и этот пост он занимал до тех пор, пока не был отозван в Дригунг в 1235 году.
После нескольких лет путешествий по приглашению множество покровителей, желавших получить его учение, Джиктен Гонпо снова поселился в Дригунге. К началу 1190-х годов его учения посещало уже четыре тысячи монахов, а к 1200 году — уже тринадцать тысяч. В это время он часто рекомендовал своим серьезным ученикам проводить ретриты в святых местах Цари (цари) в на востоке, гора Тисе (ti se) на западе и Лабчи (la phyi) на юге.
В пожилом возрасте его слава дошла до царств Тангутов, Киданей и Китая. Поскольку в то время, когда он стал монахом, он стал вегетарианцем (он всю жизнь был трезвенником), он отказался от лекарства из легких яка, прописанного его врачом. Когда его здоровье ухудшилось, он передал кресло настоятеля Гураве Цултриму Дордже (гура ба тшул кхримс рдо рдже, 1154–1221) и скончался, сидя в позе медитации. Согласно традиции, когда его тело было кремировано, его череп не сгорел в огне, но было обнаружено, что внутри него была написана полная мандала Чакрасамвары. Его племянник и ученик Шераб Джунгне (шес раб 'джунг гнас), который позже станет третьим настоятелем Дригунга, взял на себя ответственность за строительство «Украшения мира» ('дзам глинг rgyan) в качестве реликвария для его останков, который будет служить в качестве хранилища. Фокус преданности будущим поколениям.
Джиктен Гонпо и его линия передачи Дригунг наиболее известны благодаря набору учений, известных как «Пять глубоких путей Махамудры» (phyag chen lnga ldan). Некоторые из его высказываний были собраны Шерабом Юнгне в так называемое Единое Намерение (dgongs gcig), учения глубоко философского характера, получившие дальнейшее развитие в комментаторских работах, написанных в следующем поколении. Некоторые из учений Джиктена Гонпо были собраны еще одним учеником в так называемое Сердце Учения Великой Колесницы (theg chen bstan pa'i snying po).