Авалокитешвара
Личность: Бодхисаттва, Божество медитации
Класс тантры: Крийя, Чарья, Йога, Ануттарайога Тантра
Исходный текст: Карандавьюха Сутра, Авалокитешвараштоттарашатаканама дхаранимантрасахитам, Авалокитешварахаягривадхарани, Авалокитешварападмаджаламулатантрараджа
Функция / активность: Иштадевата (Божество медитации)
Метафора: Сострадание
Особые характеристики:
Внешность: Миролюбивая, Полу-миролюбивая / полубожественная, Гневная
Цвет: Белый, желтый, красный, черный
Атрибуты: Цветок лотоса
Супруга: Тара, Ваджраварахи, другие
Фигуры под ногами: разные
Прославленный в Сутрах как бодхисаттва, стремящийся к просветлению, в системе Ваджраяны Северного буддизма - в текстах Тантры - он признан полностью просветленным Буддой, проявляющимся в широком спектре медитативных форм на благо всех живых существ. Наиболее распространенными санскритскими именами божества в целом и теми, которые встречаются в буддизме Ваджраяны, являются Локешвара, Авалокита, Авалокитешвара, Локаната и Махакаруника. Далее идут десятки названий конкретных форм Локешвары - мирных, гневных и промежуточных. Санскритское слово "арья", означающее "благородный", часто используется в начале имени каждого из Восьми великих бодхисаттв, а также таких знаменитостей, как Тара, Манджушри и другие.
Авалокитешвара считается бодхисаттвой-покровителем Тибета и встречается во всех традициях тибетского буддизма. Существует множество новых линий (Сарма) и различных форм практики, которые охватывают все четыре тантрические классификации, а также бесчисленные старые устные традиции (Кама) и традиции Сокровищ (Терма) Школы Ньингмапа. [Дальнейшее описание и библиография].
В иконографическом изучении Авалокитешвары есть два основных раздела:
- Не иконические формы (основанные на повествовании): как ученик Будды, описанный в литературе Махаяны.
- Культовые формы (медитативное божество): основано на литературе Тантры (Ваджраяны).