Буддашри (тибетский учитель)


наименования по алфавиту:

Буддхасри родился в 1339 году (ум. 1432 [p3296]) в семье Гусри Пелджора Лекпы (gu shrI dpal 'byor leg pa) и Дролмы Бума (sgrol ma 'bum) в монастырь Гопу (sgo phu) в районе Док (mdog) Лато Джанг (la stod byang). Его отец был тогда настоятелем Гопу, а мать пыталась прервать беременность своего будущего ребенка, принимая много «очищающих лекарств» (sbyong sman), потому что боялась позора, который постигнет ее семью, если люди узнают, что Пельджор Лекпа родила ребенка. Отец Буддхасри когда-то служил помощником императорского наставника Кунги Гьелцена (kun dga' rgyal mtshan, 1310-1358), основателя ветви Лхакханг Лабранг (lha khang bla brang) монастыря Сакья (са Скья). После 1361 года Кунга Гьелцен отправился в Юаньский Китай, а также в Монголию, где ему было поручено изготовление печатных блоков комментария к Калачакратантре.

С ранних лет Буддхасри получил обеты мирянина (dge bsnyen: upasaka) от ламы Сакья Зангпо (bla ma shAkya bzang po), который также даровал ему посвящение (долголетия?) Амитаюса и дал ему имя Сангье Пель. Поскольку няня, которая заботилась о Буддхасри, в качестве своей ежедневной молитвы читала Бодхичарья-аватара, мальчик, как говорят, запомнил этот текст. После того, как он научился читать и писать, он представил свое первое изложение Священных Писаний Ламой Сакья Зангпо в Гопу. Под руководством своего дяди по материнской линии Гьелцена Пела (rgyal mtshan dpal) он занимался различными исследованиями, например, Двикальпатантрой (brtag pa gnyis pa'i rgyud), то есть Хеваджратантрой, и практикой Хеваджры (kye rdo rje'i лаг лен).

В 1361 году, в возрасте двадцати трёх лет, в главном храме Пел Зангдена (dpal bzang ldan) Буддхасри получил монашеское посвящение (rab tu byung: pravrajya) и полное монашеское посвящение (bsnyen par rdzogs pa: upasa?pada) от Сабзанг Мати Пачен Лодро Гьелцен (са бзанг ма ти паН чен бло грос rgyal mtshan, 1294-1376) в качестве председательствующего настоятеля (мхан по: упадхьяя), Лочен Джангчуб Цемо (ло чен бьян чуб ртсе мо, 1303/15-1379/ 80) как мастер церемоний (las kyi slob dpon: karmacarya) и Кхенчен Сангье Зангпо (mkan chen sangs rgyas bzang po) как наставник, открывающий тайны (gsang ste ston pa'i slob dpon: raho'nusasaka). Переведя свое прежнее имя Сангье Пел на санскрит, он получил новое имя при посвящении Буддхасри. Примерно в это же время прошли торжества в честь его рукоположения, а также предстоящего путешествия его отца в Китай.

В последующие годы Буддхасри продолжил свое монашеское обучение у таких мастеров, как Кхенчен Шераб Гьяцо (мхан чен шес раб rgya mtsho) и Кхенчен Гонгьел (мхан чен мгон rgyal). Под руководством первого он изучал «Абхисамаялашкару» и «Абхидхармасамуччая», а под руководством второго — «Прамашаварттику» Дхармакирти. В Сакье он продолжил изучение Прамадьявартики под руководством Токгепа Пелден Зангпо (rtog ge pa dpal ldan bzang po), который был также известен как Шангпа Лочок (shangs pa blo mchog), и занимал должности летсаба (las tshab). и Шэньен (бшад ньян) из Ньиток Лабранга (NYi Thog bla Brang) до 1369 года, его тридцать первого года.

Тем временем Буддхасри учился у множества выдающихся мастеров своего времени. Некто, которого в его биографии зовут Чодже Кункхьен Ченпо (chos rje kun mkhyen chen po), которого, вероятно, можно идентифицировать как Долпопа Шераб Гьелцен (dol po pa shes rab rgyal mtshan, 1292–1361), прочитал ему передачу для чтения мантра Авалокицешвары. Сабсанг Мати Пачен даровал ему посвящение Калачакры и передачу чтения Сатасахасрика Праджняпарамиты. У Гьелсе Токме Зангпо (rgyal sras thogs med bzang po, 1295–1369) он запросил инструкции по Семи пунктам тренировки ума (blo sbyong bdun ma), «Сущности взаимозависимого возникновения» (rten 'brel snying po) и «Приобретению счастья». и «Страдание как путь» (skyid sdug lam 'khyer), а также просил ритуальные процедуры порождения бодхичитты в соответствии с системами Мадхьямаки и Йогачары, а также практику поста. У Лочена Джангчуба Цемо он запросил у этого мастера практические инструкции по медитации на Пяти стадиях Гухьясамаджи (gsang 'dus rim lnga'i dmar khrid), передачу для чтения собрания сочинений Токме Зангпо и, для лечения болезней, Дозаба Менгак ( рдо за баи ман нгаг). Он также получил благословение этого мастера на выздоровление от болезней. От Джонанга Чокле Намгьела (jo nang phyogs las rnam rgyal, 1306–1386) он получил изложение Вималапрабхи. Чойже Кончок Гьелцен (chos rje dkon mchog rgyal mtshan), ученик Драпукпы Сонама Пела (brag phug pa bsod nams dpal, 1277–1350), даровал ему посвящение в мадсалу Ваджрабхайравы, Тринадцатого Божества Машана. Шала Красного Ямантаки, Машала Семнадцати Божеств Тары и Махала Чакрасашвары, все согласно системе Сакья. Среди других учителей были Кхенчен Кунга Пелзанг (мхан чен кун dga' dpal bzang), Гонпо Бум (mgon po 'bum) и Мусепа Пелден Сенгге (mus srad pa dpal ldan seng ge).

Из-за того, что его мать пыталась прервать своего будущего ребенка, физическое состояние Буддхасри было плохим, и его мучили мучительные боли в животе. После того как врачи, у которых он консультировался, не смогли принести никакого облегчения, ему посоветовали обратиться к выдающемуся садхике по имени Мачик Чодрон (ma gcig chos sgron), который жил в Хартенге (mkhar steng) в долине Му (мус). Говорили, что она была наделена ясновидением и вылечила множество больных. Мачик Чодрон сказал ему, что из-за его предыдущей кармы его состояние в будущем не сильно улучшится, но на данный момент это не слишком сильно повлияет на его учебу. Она научила его практике Чод «Открытие двери в небо» (nam mkha' sgo 'byed), и Буддхасри практиковал ее постоянно. Поскольку более длительное пребывание в Хартенге помешало бы его монашескому обучению, Мачик Чодрон посоветовал ему уйти и отправиться в ретрит. Сообщается, что при этом его физическое состояние немного улучшилось. С большими усилиями он продолжил свое монашеское обучение и с огромной физической болью завершил изучение Прамадьявартики. После этого Буддхасри провел экзаменационный тур (grwa skor) в Сакья и взял на себя обязанности лепы (las pa) Ньиток Лабранга и ченьена ('chad nyan) Чукхи (chud kha), монастыря в Лато Джанге.

В мышином 1372 году Буддхасри снова обратился к Мачику Чодрону с просьбой дать ему тантрическое наставление по Махамудре, известное как Чагья Ченпо Ленчик Кьеджор (phyag rgya chen po lhan cig skyes sbyor). Сообщается, что, обучаясь этому наставлению по медитации в каком-то помещении без крыши, он приобрел превосходный йогический опыт. Он сказал, что, вероятно, именно в это время проявились признаки Шестичастной йоги Калачакры (dus 'khor sbyor Drug). У него появилось отвращение к мирским делам, и он выразил желание остаться и практиковать в Хартенге, однако Мачик Чодрон отверг это желание. Причина, указанная в его биографии, заключается в том, что она смогла предвидеть плодотворные отношения Буддхасри с ламой Дампой Сонамом Гьелценом (bla ma dam pa bsod nams rgyal mtshan, 1312–1375) и Пелденом Цултримом (dpal ldan tshul khrims, 1333–1399), и таким образом проинструктировал его, что ему во что бы то ни стало необходимо вернуться в Сакья.

Буддхасри вернулся в Сакья примерно в середине 1372 года; в то же время, когда Лама Дампа вернулся со своей знаменитой сессии обучения в монастыре Бодонг (bo dong e dgon), где он обучал собрание более чем тридцати тысяч монахов. Когда Буддхасри отправился навестить своего будущего учителя, он встретил ламу Дампу по пути из Жалу Кхангсар (zhwa lu khang gsar) в Шингкханг Лабранг (shing khang bla brang), чтобы давать учения. Буддасри подошел к нему с просьбой о благословении. Случилось так, что в то же время бывший Сакья Пончен Вангчук Пел (са ская дпон чен дбанг пьюг дпал) подошел к ламе Дампе с просьбой дать совет. Пока Вангчук Пел говорил, Лама Дампа продолжал произносить благословение Тары и держать рукой волосы Буддхасри. Буддасри был охвачен радостью, и у него возникла сильная вера в ламу Дампу. Впоследствии он присоединился к своему учению в Шингкханг Лабранге, во время которого Лама Дампа давал углубленные эзотерические наставления по переносу сознания и промежуточному состоянию применительно к гуру-йоге-практике Ламдре.

В то время Лама Дампа даровал двум геше, получившим медитативные наставления Шести йог Калачакры, свое собственное толкование, Великое Введение (ngo sprod chen mo). Желая получить это учение, Буддхасри обратился к Пелдену Цултриму, который действовал как распорядитель наставлений (khrid gnyer), то есть к лицу, ответственному за контроль за получением этих предварительных условий, чтобы передать его просьбу Ламе Дампе. Пелден Цултрим уведомил Буддасри, что сначала ему нужно получить необходимые инструкции, а поскольку он этого не сделал, он не сможет принять участие. Тем не менее, Буддхасри настоял на том, что хочет присутствовать на этом учении, и поэтому Пелден Цултрим передал его просьбу. Вспомнив о благословении, которое он даровал Буддасри, Лама Дампа разрешил ему присоединиться, даже не получив необходимых инструкций. К тому времени передача учений для биографий мастеров линии передачи уже завершилась, но Буддхасри смог получить оставшиеся части. Он отметил, что его разрешение присутствовать на этом учении было связано с тем фактом, что Лама Дампа знал о небольшом йогическом опыте Шести йог Калачакры, которого он достиг ранее.

Наряду с Буддхасри, другие ученики устанавливали религиозные связи с ламой Дампой, и Буддасри посчастливилось получить в этих случаях учение Сумпы Лоцавы о тренировке ума (сумпа лоцава, 12 век) и расширенную практику пяти стадий. Гухьясамаджи (gsang 'dus rim lnga'i nyams len rgyas pa). По словам его ученика и биографа Нгорчена Кунга Зангпо (ngor chen kun dga' bzang po, 1382-1456), в результате благоприятных связей, которые Буддасри сформировал в то время, он позже получил от Пелдена Цултрима эзотерическое наставления Ламдре, Пять Стадий Гухьясамаджи и Шесть йог Калачакры, и достигнет высокого уровня понимания и опыта всех этих трех.

Впоследствии Буддхасри получил от Ламы Дампы и другие учения. Он трижды прошел ритуальные процедуры для зарождения бодхичитты в соответствии с традицией Мадхьямаки и посетил несколько сессий учений по Праманаварттике, Калачакре и Сакья Пандите (са Скья Пан Ди та, 1182-1251). Разъяснение намерений мудреца (тхуб паи дгонгс гсал).

 

Обучение и практика Ламдре :

 

В 1377 году Буддхасри начал изучение Ламдре под руководством Пелдена Цултрима в своей резиденции в Сакье, Шартоки Зимкханг (шар стод кьи гзим кханг). Из его биографии мы узнаем, что сначала он попросил о «причинном посвящении» (rgyu dus kyi dbang bskur) в цветной песчаный мазала Хеваджры, а затем получил по большей части эзотерические наставления Ламдре, такие как медитативные инструкции. и комментарии Сачена Кунги Ньингпо (sa chen kun dga' snying po, 1092-1158) к Ваджрным стихам Вирупы (rdo rje tshig rkang).

Позже, когда Пелден Цултрим был приглашен правителем Лато Джанга Джамьянгом Намкха Ринченом ('jam dbyangs nam mkha' rinchen, р. 1348), Буддхасри отправился навестить своего учителя, когда тот жил в монастыре Качо (mkha' spyod). . В это время он вновь получил большую часть наставлений Ламдре и приобрел превосходный духовный опыт. Впоследствии он усердно занимался медитацией и, как говорят, почти достиг стадии эмпирических явлений Ламдре.

Некоторое время спустя он пригласил Пельдена Цултрима в свою обитель Жигон (жи дгон), где его учитель пробыл один год и пять месяцев. Предложив огромное богатство, Буддхасри еще раз попросил Ламдре, и теперь Пелден Цултрим даровал его ему целиком. Он прошел весь путь созревания и освобождения (т.е. все посвящения и наставления), культивировал Шунг Джидаважин Ги Три (gzhung ji lta ba bzhin gyi khrid) в медитации, пока полностью не достиг его непосредственного опыта, и, исследуя это наставление, свое понимание пришли к окончательному разъяснению.

В ходе презентации исследований Ламдре своего учителя Нгорчен рассказывает об интересном случае, который привел к выздоровлению Буддхасри от всех тех болезней, от которых он страдал из-за попытки его матери сделать аборт. Получив посвящение телесной масалы Хеваджры, Буддхасри ощутил как проявление йогического достижения блаженное тепло в своем теле и развил понимание ясности и пустоты сущности ума. После этого он присоединился к тантрическому пиршеству, но почувствовал, что его стошнит. Не в силах противостоять этому чувству, он вырвал три большие капли темной свернувшейся крови. Затем он покинул собрание, и его снова вырвало много дурно пахнущей и отвратительной крови. Говорят, что с этого времени он выздоровел.

 

Буддхасри был лишь одним из трех учеников, которым Пелден Цултрим передал всю Ламдре; двое других - Шарчен Еше Гьелцен (шар чен йе шес rgyal mtshan, 1359-1406) и Миньяк Ринчен Дордже (ми ньяг рин чен rdo rje). Хотя Пелден Цултрим даровал большую часть Ламдре многочисленным ученикам, только эти трое получили Ламдре, поскольку сам Пелден Цултрим получил его от своих учителей Чойе Ритропа Лодро Тенпа (chos rje ri khrod pa blo gros brtan pa, 1316-1358), Лама Дампа и Друбчен Карпо Дракпа Ринчен Сенгге (grub chen dkar po brag pa rin chen seng ge). Выполняя предсказание практики в заключении Ламдре, Пелден Цултрим дал Буддхасри следующее пророчество: «Ты проживешь долгую жизнь и достигнешь превосходной реализации. Поэтому [тебе] следует стремиться к приобретению опыта посредством медитативной практики. Позднее раз [вы] также принесете пользу паре студентов».

 

Наряду с Ламдре Буддасри получил множество других учений от Пелдена Цултрима, которые он, в свою очередь, позже передаст Нгорчену. Например, он получил учения по медитативным практикам Гухьясамаджи и большинство устных наставлений по Шестичастной йоге Калачакры (dus 'khor sbyor Drug), которые существовали в Тибете в то время. Он также получил посвящение телесной масалы Чакрасашавары и посвящения Тары, Сарвавида Вайрочаны, Амитаюса и коллекции Панчаракши. Кроме того, он получил учения о различных формах Махакалы и Ушишавиджайе, передаче чтения Тантрической трилогии Хеваджры (kye rdor rgyud gsum), Горной Дхармы (ri chos) ламы Янгонпы Гьелцена Пела (bla ma yang dgon pa rgyal mtshan dpal, 1213–1258) и «Шесть дхарм Нигумы» (ni gu chos Drug).

 

Жигон и последующие ретриты :

 

В 1377 году Буддхасри основал Жигон в долине Док (мдог) Лато Джанг. Долина Док была родным регионом Буддхасри, где он родился и где находился монастырь его отца Гопу. Альтернативное место для скита — Чуха (чуд кха) в Лато Джанге; Чукха - это также название монастыря, где Буддасри исполнял обязанности ченьена, а также названия местности, правителю которой Буддасри во время голода продал все свое домашнее имущество, вложив вырученные средства в ячмень, который он пожертвовал нуждающимся. . Однако отношение Чухи к Доку нуждается в дальнейшем разъяснении.

 

Нгорчен записал сон, который Буддасри увидел после того, как впервые изучил Ламдре под руководством Пелдена Цултрима в Сакья в 1377 году. Развивая намерение сосредоточиться на получении духовного опыта Ламдре посредством медитативной практики, однажды ночью ему приснилось, что он поднялся наверх. гору своего будущего монашеского места и пошел в небольшой дом, где он встретил белого падита, которого он считал индийским мастером Гаядхарой ​​(994-1043), учителем Дрокми Лоцавы ('brog mi lo tsA ba , 992-1072/107). Этот падита читал стих из «Ваджрных стихов» Вирупы: «

 

Посредством медитации на четыре посвящения в четырех сеансах пути и в зависимости от тела омрачения великого блаженства прекращаются, и просветление становится ясным, так что это пояснение». континуум (перевод по Stearns 2006: 13).

 

Проснувшись, он решил жить на том месте и впоследствии построил Жигона на месте скита, встретившегося ему во сне. До своей кончины Буддасри в основном проживал в Жигоне, посвящая себя практике.

 

Также в Жигоне Нгорчен впервые подошел к Буддасри. Нгорчен рассказал в своей биографии своего учителя, что он достиг Жигона в 1408 году, в третьем месяце мышиного года, когда Буддхасри был семьдесят один год. В этом и следующем году (т. е. 1408–1409) он оставался в Жигоне и учился у Буддасри.

 

В 1410 году Буддасри заметил, что он отправится в Сакья, добавив, что если бы он не поехал, то не смог бы добраться туда позже. Вместе с Нгорченом он отправился в монастыри Сакья и Сабзанг Ганден (sa bzang dga'ldan dgon), где прожил в общей сложности девять месяцев. В Сакье он сделал различные подношения статуе Шримахакалы (то есть Ваджрапанджары), находящейся в храме Горум (сго ром), и вознес молитвы этому важному защитнику. В результате, по его словам, образовалась благоприятная связь, благодаря которой традиция Сакья станет немного сильнее. Находясь в Сакья и Сабзанге, многочисленные ученые, такие как Яктон Сангье Пел (g.yag ston sangs rgyas dpal, 1348–1414), просили у Буддхасри множество посвящений, медитативных наставлений и эзотерических наставлений. За это время Нгорчен завершил под его руководством монашеское обучение. Затем Буддасри вернулся в свою обитель Жигон.

 

Начиная с 1411 года, Буддхасри уединился в строгом ретрите на три года, который он прервал только для того, чтобы дать пару учений очень небольшому числу важных геше. Начиная с 1414 года, он усилил свое уединение. В том же году Нгорчен отправился в свое первое путешествие в У(дбус) и, вернувшись в Сакья в 1417 году, в пятом месяце птичьего года, услышал, что Буддхасри заболел. Он немедленно отправился навестить своего учителя и по прибытии в Жигон обнаружил, что его ждет слуга Буддхасри Намка Гон (нам мха' мгон). Удивленный таким приемом, Нгорчен спросил, от кого Намка Гон узнал о его приезде. Служитель ответил, что за прошедший месяц Буддхасри неоднократно говорил, что Нгорчен достиг Сакья и что ему следует подготовиться к своему прибытию в Жигон. В частности, ему было сказано присматривать за ним в тот день и накануне.

 

После его прибытия Нгорчен отправился навестить своего учителя, и Буддхасри был рад видеть своего ученика. Они вдвоем пили чай и вели долгую беседу. На следующий день Буддхасри рассказал Нгорчену о сне, который он увидел в ночь на пятый день четвертого месяца. В этом сне явился лама Дампа Сонам ​​Гьелцен и предсказал, что ученик Буддхасри придет на восьмой день. Если бы этот ученик обратился с мольбой, Буддхасри прожил бы еще четыре года. Этот сон был истолкован Буддхасри в том смысле, что Нгорчен очень скоро приедет к нему в гости. Поскольку ночь прибытия Нгорчена совпала с благоприятным восьмым днем ​​месяца, он посоветовал Нгорчену совершить ритуал умилостивления Четырехликого Шримахакалы, который с прошлого года оказывал ему особую помощь в «практике путь» (lam sgrub pa).

 

После дальнейших бесед за чаем о ходе реализации Буддасри, монашеская община Жигона на десятый день вознесла молитвы и совершила ритуалы для выздоровления Буддасри. Вместе с шестью другими помощниками Нгорчен совершил ритуал друбчо (сгруб мчод) Чакрасашвары в традиции Гхашапады и, поднося в большом масштабе торма (гтор ма) Шакини и дхармапале, они выдвинули вперед мольбы. Вонпо Шераб Сенгге (dbon po shes rab seng ge) попросил Буддхасри продолжать жить до его сотого года. Очевидно, позабавленный этой просьбой, последний ответил следующее:

Кто живет около ста лет? [Я] [уже] долгожитель. Если бы на этот раз Нгорчен не пришел, существовал бы риск, что [я] умер бы. Но благодаря благоприятному стечению обстоятельств он пришел. Теперь [я] могу умереть. [У меня] нет ни единого сожаления или морального обязательства. Что ж, некоторое время назад Лама Дампа сказал: «[Вы] не умрете [в ближайшие] четыре года». Поскольку и этих подушек, которые ты сегодня предложил, четыре, [я] проживу [еще] четыре года. Затем,лучше, чтобы [я] ушел [т.е. умер].

После завершения этих церемоний Нгорчен оставался со своим учителем в течение одного месяца. Он сообщает, что до своей смерти Буддхасри только оставался в медитации и не принимал никого, кроме одного помощника. Поскольку он уже раздал все свои личные вещи, в последние годы его материально поддерживал монастырь Чуха.

В 1418 году, весной года собаки, Нгорчен еще раз нанес визит своему престарелому хозяину. Он сообщает, что Буддхасри был в хорошей физической форме и занимался добродетельными практиками, советуя своему ученику следовать его примеру.

В начале 1419 года Буддхасри прекратил свою педагогическую деятельность, передавая еще незаконченные учения, и впоследствии полностью удалился от мирской жизни, усилив свою практику в уединении.

На девятом месяце 1420 года у Буддхасри возникла небольшая проблема со здоровьем ног. Лишь с неохотой он последовал просьбе своего помощника и учеников прервать его затворничество и отправиться на лечение к горячим источникам Лонпо (блон по). Он отправился к этим горячим источникам на восьмой день, но ожидаемого эффекта не произошло. Хуже того, к нему обращалось множество людей, желавших установить религиозную связь и прося благословения и благословенных защитных шнуров, в результате чего он страдал от «осквернения» (гриб). Без какого-либо улучшения своего здоровья он вернулся в Жигон на десятый день и скончался вечером пятнадцатого дня девятого месяца 1420 года.

Изложение Нгорченом последних дней Буддхасри предполагает, что он мог провести это время вместе с его хозяин в Жигоне. Но, за исключением его упоминания о кремации Буддхасри и последующем появлении некоторых необычайных реликвий, ни Нгорчен, ни биографы последнего не говорят нам, действительно ли он сам участвовал в похоронах своего покойного учителя.

Чтобы исполнить последнюю волю своего покойного мастера, Нгорчен заказал одиннадцать больших картин в стиле живописи под влиянием невари (бал рис), на которых изображены прямые мастера Ламдре. Нгорчен заказал их, вероятно, в Сакье, вскоре после кончины своего учителя. Известно, что из этих одиннадцати картин сохранились как минимум три (№ 1, 2 и 7). Позже, после основания монастыря Нгор в 1429 году, Нгорчен заказал набор статуй прямых мастеров Ламдре, состоящий из великолепного позолоченного изображения Ваджрадхары и больших необычных глиняных статуй последующих прямых мастеров от Найратмьи до Буддасри, небольших глиняных статуй вся линия передачи от Ваджрадхары до Буддхасри, а также фрески внутреннего святилища резиденции лам, прямые мастера Хеваджры, Чакрасавары, Гухьясамаджи и бесчисленных будд и бодхисаттв.

Всего результатов: 0

Показывать на странице
Вы выбрали:
Подходящих результатов не найдено.