Божества Бардо (буддийские)
Бардо - тибетское слово, обозначающее промежуточное состояние. В религиозном контексте этот термин чаще всего используется в отношении состояния существования, которое наступает между смертью и перерождением. В разделе "Тема бардо" некоторые из интересных тем, связанных с искусством, - это виды и видения, которые, как считается, испытывает существо в течение этого времени. На Западе этот предмет чаще всего называют "Тибетской книгой мертвых".
Бардо - это абстрактная концепция. Реальных изображений бардо нет. Фигуры божеств и мандалоподобные формы используются для передачи идей состояния между смертью и возрождением.
"Тертону" Карма Лингпе (1326-1386) в 14 веке приписывают открытие "сокровенного текста", известного как "Освобождение через слушание в Бардо" (Тибетская книга мертвых), текста, предназначенного для чтения умершему и оказывающего положительное влияние на последующее перерождение. (Есть свидетельства, позволяющие предположить, что знаменитый "Искатель сокровищ" религии Бон - Шэньчен Луга (996-1035) - обнаружил похожие тексты в 11 веке).
При взгляде на картины Ньингма, изображающие мирных и гневных божеств, сгруппированных группами по сорок два и пятьдесят восемь, очень трудно понять, что подразумевается под конкретным сюжетом. Все ли картины с мирными и гневными божествами предназначены для изображения Мандалы Гухьягарбхи, основанной на Тантре Гухьягарбхи? Предназначены ли некоторые из картин для изображения системы Карма Лингпа и Бардо Тодал, и если да, то как можно определить разницу? Представляют ли некоторые из картин также полдюжины или более других версий Бардо Тодал, основанных на откровениях более поздних учителей Ньингмы, таких как Чогьюр Лингпа в 19 веке?
Чтобы прийти к какому-то временному решению этой проблемы идентификации на сайте HAR, тогда любая картина, изображающая Мирных и Гневных Божеств, которая появляется в виде концентрических кругов и обычно представляет всю группу из 42-58 божеств, или только мирных или гневных божеств, была помещена под тематический заголовок "Бардо". Все остальные картины включены в рубрику "Самантабхадра", "Херука" или "Чемчог" - центральные сюжеты картин.